Муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.
Функции муниципального жилищного контроля исполняются администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.
К ним относятся:
1.Проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ.
2.Выдача предписаний при выявлении нарушений вышеуказанных требований.
3.Подготовка материалов для направления в надзорные органы.
Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным кодексом РФ.
О плановых проверках УК обязательно предупреждаются. Внеплановые действия не нуждаются в оповещении, равно как и в согласовании с прокуратурой. Если жильцы жалуются на некачественную работу управляющей организации, то по первой такой заявке внеплановой проверки проводиться не будет. Для начала от заявителя требуется обратиться в саму УО, и только в случае игнорирования его требований можно подключать представителей жилищного надзора и жилищного контроля. Организации МЖК рассматривают поступающие обращения в течение 20 дней.
Задачей МЖК является не только вскрытие нарушений и наложение взысканий. Контролеры также занимаются предотвращением действий, которые могут спровоцировать негативные последствия. В рамках жилищного контроля и жилищного надзора на уровне муниципалитета управляющие компании далеко не всегда выступают в роли проверяемых, в работе которых ищут нарушения. УК могут получать пользу от деятельности МЖК, так как одной из его задач является регулирование отношений между всеми участниками процесса.