В 2022 году мы отмечаем День качества под девизом «Россия – страна со знаком качества».
Без исключения любая область нашей жизни связана с понятием «качество», с желанием обладать лучшим и становиться совершеннее. Поэтому День качества – праздник для каждого!
Основная цель праздника - повышение качества товаров и услуг, формирование у населения активной потребительской позиции, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам качества.
Повышение качества может быть обеспечено только при совместных усилиях всех заинтересованных сторон, главной из которых являются потребители.
Улучшение качества товаров и услуг – залог повышения качества жизни людей. Каждый из нас, кто постоянно совершенствуется, всесторонне способствует продвижению идей качества, проявляет заботу о потребителях, может внести свой вклад в повышение качества жизни.
По статистике каждый второй из нас минимум раз в жизни сталкивается с нарушением своих потребительских прав. В этой статье собраны самые важные и полезные правила, которые обязательно пригодятся вам на практике. А также – советы о том, как грамотно себя вести, чтобы не оказаться пострадавшим.
1. Покупаем по ценнику
Многим знакома одна из самых частых «кризисных» уловок: на кассе выясняется, что в ценнике «старая» цена, товар подорожал, и в чеке будет другая сумма. Не расстраивайтесь: вы имеете полное право заплатить столько, сколько указано на ценнике. Если кассир не готов решить вопрос в вашу пользу, нужно пригласить директора магазина и напомнить:
- по Закону «О защите прав потребителей» (статья 10) торговая точка обязана предоставлять покупателю достоверную информацию о цене товара;
- Правила продажи отдельных видов товаров (пункт 19) требуют, чтобы магазин обеспечил единообразные и четко оформленные ценники. Все ошибки, включая «устаревшую» стоимость на ценнике - это проблемы магазина, которые покупателя не касаются.
2. Сдаем брак без чека
Это полезная подстраховка на случай, если вы забыли взять чек в магазине, выбросили его и т.п., и только потом обнаружили дефект покупки. В этом случае ссылаемся на пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей»: отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Факт покупки можно подтвердить любыми другими доказательствами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и т.д.
3. Получаем аналогичную вещь на время ремонта
Это ценное правило касается товаров длительного пользования, в первую очередь бытовой техники, мобильных телефонов и т.п. Если вы сдаете такой товар в гарантийный ремонт, то можете потребовать, чтобы вам выдали аналогичную вещь во временное пользование. Ссылка - на пункт 2 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей». Важные условия:
- продавец должен предоставить подменный товар в течение 3 дней;
- товар должен иметь те же основные потребительские свойства, что и сданный в ремонт. То есть, к примеру, на время ремонта айфона вам должны выдать смартфон, а не старинную «трубку» без выхода в Интернет;
- есть ограниченный список товаров, которые не выдаются во временное пользование на период ремонта.
4. Грамотно пользуемся «правилом 15 дней»
Это правило гласит: потребитель, купивший технически сложный товар и обнаруживший дефект, вправе обратиться за возвратом денег либо заменой на новый товар в течение 15 дней после приобретения. Если такой срок истек, возможен только ремонт, обычно поясняют продавцы. На самом деле это не вся правда. Зачастую от покупателя скрывают, что: - такой порядок касается не всех подряд технически сложных товаров, а строго определенного перечня. Остальные товары можно уверенно сдавать и менять в случае дефектов, даже если 15-дневный срок прошел;
5. Меняем или сдаем покупку, которая не подошла при примерке дома.
Благодаря статье 25 Закона «О защите прав потребителей» можно обменять не подошедший качественный товар, либо сдать его и получить деньги, если у продавца в момент вашего обращения не окажется нужной модели (цвета, фасона, комплектации). Воспользоваться таким правом можно в течение 14 дней после приобретения товара при условии, что вещь не была в употреблении, сохранен ее товарный вид, ярлыки, этикетки и т.п.
Важно: есть перечень товаров, которые нельзя обменять или сдать, если они являются качественными, но не подошли вам по каким-либо параметрам.
6. Требуем неустойку за просрочку доставки
Если вы заказали товар через магазин (например, мебель по образцу), автосалон или по Интернету и внесли предоплату, то в случае задержки доставки вам полагается компенсация. Ссылайтесь на пункт 3 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей» и требуйте 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. Такая неустойка взыскивается до дня передачи товара потребителю.
7. Не забываем о правах при Интернет-покупках
В течение 7 дней после доставки товара, заказанного через Интернет, вы можете без объяснения причин отказаться от него и потребовать возврата денег (достаточно сослаться на пункт 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей ). Главное, чтобы товар не был в употреблении и сохранил свой товарный вид. Единственное исключение - товары, которые обладают индивидуально-определенными способами и могут быть использованы только самим заказчиком. Как правило, это вещи, изготовленные по конкретному заказу, поэтому отказаться от них нельзя.
И еще один важный нюанс: если к доставленному вам товару не прилагалась письменная памятка с напоминанием о 7-дневном сроке для отказа, то этот срок продлевается до трех месяцев! Ссылка - на тот же пункт 4 статьи 26.1.
8. Получаем скидку за просрочку исполнения заказа
При заказе каких-либо услуг или работ - по установке пластиковых окон, изготовлению мебели, любом ремонте зачастую мы сталкиваемся с затягиванием сроков. Это - безусловный повод потребовать скидку. Точнее, закон предусматривает неустойку за каждый день просрочки выполнения работ (оказания услуг) по 3% от стоимости данного заказа (пункт 5 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» ). Максимальный размер неустойки не может превысить цену заказа. На практике нередко бывает проще договориться с исполнителями о снижении платы за работу на сумму неустойки, то есть фактически о скидке.
9. Требуем двойную компенсацию, если вещь испортили в химчистке
Это правило подойдет также для прачечных, ремонтных мастерских, ателье и прочих мест, куда мы сдаем свои вещи для каких-либо манипуляций с ними. Согласно статье 35 Закона «О защите прав потребителей» в случае повреждения или утраты вещи, принятой от заказчика, исполнитель обязан в трехдневный срок предоставить аналогичную вещь либо выплатить двойную цену. Если вещь не была оценена при оформлении заказа, то ее стоимость можно определить путем оценочной экспертизы.
Для решения проблемных вопросов Вы можете обратиться к специалисту по защите прав потребителей администрации Ровеньского района, который окажет Вам консультативную и практическую помощь при личном обращении по адресу: п.Ровеньки, пер.Советский,1 , а так же по телефону «Горячая линия» (47238) 5-70-93.
Отдел экономики, анализа и прогнозирования администрации Ровеньского района