Считается, что фейковые новости — это какой-то новый феномен, связанный с Интернетом, но на самом деле аналогичные манипуляции общественным мнением осуществлялись тысячелетиями.
В интернете все началось с ботов, которые подменяли активность реальных людей. Потом появился более продвинутый подход, позволивший одному оператору работать с большим числом фейковых аккаунтов.
В последние годы все идет к тому, что для распространения дезинформации и пропаганды создаются целые каналы и даже отдельные соцсети.
Как определить, настоящий перед вами человек или бот?
Фейковые профили в соцсетях выявить достаточно легко, если просто проскроллить их ленту, изучить количество друзей и качество информации.
У фальшивых аккаунтов есть "боевой" контент, который вбрасывается в виде фейка, а остальной контент подгружается для правдоподобия. Он либо достаточно бездумно копируется отовсюду, то есть у него нет какой-то внутренней логики, либо обладает одинаковой синтаксической структурой.
Если фейк создается не человеком, а компьютерной программой, зачастую такие посты имеют неправильное построение или вовсе представляют из себя набор слов.
Что ждет феномен «fake news» в будущем?
Дальше ситуация с фейками и дезинформацией будет только ухудшаться.
Сейчас фейки проявляются отчасти в контексте катастроф, отчасти в контексте политики. Но в будущем вброс фейковых новостей может стать и экономическим оружием для крупных компаний, желающих манипулировать рынком.
Делать фейки в определенный момент станет попросту выгоднее, чем делать настоящие новости.
Во время американских выборов 2016 года 20 самых популярных фейковых постов в Facebook собрали больше просмотров, чем публикации обыкновенных СМИ — 8,7 млн против 7,3 млн. То есть фальшивые материалы принесли для площадки больше доходов от рекламы, чем настоящие.
Чем больше появится фальшивых идентичностей и чем правдоподобнее они станут, тем сложнее их будет распознать.
Как защититься от фейков?
Самый базовый уровень: стоит несколько раз подумать, прежде чем делать репост каких-либо материалов.
Помните, что если вы переопубликовали что-то в своей ленте, то вы тоже берете ответственность за распространение этой информации.
Если вы столкнулись с какой-либо сомнительной новостью, помните про информационную грамотность:
• Всегда смотрите на источник.
• Обращайте внимание на того, кто репостнул эту новость.
• Даже если это ваш друг, убедитесь в том, что он компетентен в том, о чем пишет.