Похищено около 596 млн рублей. Львиную долю таких преступлений составляют телефонные мошенничества. Звонящие представляются полицейскими, сотрудниками служб безопасности, работниками банков и хитрыми способами выманивают нужную информацию. А доверчивые белгородцы оказываются обманутыми. Зачастую берут кредиты и переводят злоумышленникам миллионы рублей. Преступники придумывают настолько убедительные способы обмана, что люди верят им безоговорочно. «Белгородские известия» пообщались с сотрудниками белгородского отделения Банка России, а также с сотрудниками полиции и узнали, на какие фразы в телефонной трубке нужно обратить внимание и заподозрить на том конце провода недоброжелателя.
- «Я сотрудник Центробанка России»
Сотрудники Центробанка не работают с физическими лицами, а тем более не звонят клиентам. Даже если белгородец подавал жалобу в Центробанк, ему ответят по электронной почте. Поэтому если позвонивший представился сотрудником Центробанка – смело вешайте трубку.
- «Безопасный счёт»
Такого понятия не существует. Если вам вдруг говорят о «безопасном счёте» якобы сотрудники банка или полиции – даже не сомневайтесь – с вами общаются мошенники.
- «Нужно перевести деньги на счёт в Центробанке»
В Центробанке не открывают счета для физических лиц. Любой отсыл к этой организации – явное мошенничество.
- «Открыть встречный кредит»
Если позвонивший говорит, что на ваше имя пытаются взять кредит, и предлагает открыть встречный заём, который якобы помешает преступникам, – знайте, это мошенник. Если на ваше имя действительно кто‑то попытается взять кредит, то вас попросят прийти в отделение банка, но уж никак не брать «встречный кредит». Тем более такого понятия в банковском секторе не существует.
- «Назовите код из СМС»
Позвонивший просит вас назвать код из СМС сообщения? Это однозначно мошенник! Никто не имеет права спрашивать у вас конфиденциальную информацию, к ней относятся и сведения, присылаемые вам в СМС.
- «Назовите пин-код карты»
Если помните, при получении банковской карты первое, что говорит служащий, – никому и никогда не называйте пин-код, даже если вас попросит об этом сотрудник банка. С помощью этого кода можно вывести с вашего счёта все средства.
- «Я из полиции, с вашего счёта хотят снять деньги»
В телефонном разговоре полицейский никогда не будет сообщать о мошенничестве, произошедшем в отношении вас. И тем более не станет выспрашивать конфиденциальную информацию, такую как номер счёта и пин-код. Если у полиции возникнут какие‑то вопросы, то вас пригласят в отдел по месту жительства либо встретятся с вами лично.
- «Помогите в расследовании»
Если человек, представившийся сотрудником полиции или отдела безопасности, просит вас помочь в расследовании – он мошенник. Стопроцентно и однозначно. Во‑первых, полицейский никогда не будет привлекать к операции гражданских людей и тем более их деньги. Во‑вторых, сотрудник правоохранительных органов не станет совершать такого по телефону. Ничего не сообщайте и кладите трубку.
- «Назовите три цифры с оборота вашей карты»
Позвонивший просит вас назвать три цифры с оборота банковской карты? Даже не сомневайтесь – это преступник. Эта информация строго конфиденциальна, и с её помощью злоумышленники могут украсть деньги разными способами.
- «Кто‑то пытается украсть деньги с вашего счёта»
Эта фраза, услышанная от сотрудника банка по телефону, должна вас сразу убедить в том, что вы говорите с мошенником. Если в банке пытаются похитить деньги со счетов клиентов – это проблема самого банка. Финансовая организация никогда не ставит в известность об этом своих клиентов.
Также в Центробанке мы узнали ещё пару факторов, которые помогают выявить недоброжелателей. Например, если позвонивший, кем бы он ни представился, начинает говорить про ваши деньги и счета – это уже повод задуматься.
В УМВД России по Белгородской области нам рассказали о недавно появившемся виде мошенничества под названием Wangiri («Вангири»). Смысл преступной схемы состоит в том, что кто‑то звонит вам с незнакомого номера, но как только вы берёте трубку, звонок обрывается. Вы перезваниваете и попадаете на автоинформатор, задача которого – как можно дольше удержать вас на линии. В это время с вашего счёта снимаются деньги. Потому совет: никогда не перезванивайте на незнакомые номера. Если вы всё же стали жертвой злоумышленников, как можно скорее обратитесь в полицию и сообщите номер, с которого вам позвонили.